Ни одна, даже самая мощная, теоретическая подготовка специалистов не заменит практических навыков. И тут новичку никак не обойтись без помощи наставника, опытного работника, имеющего умение и желание работать с людьми. В МУП «Стерлитамакское троллейбусное управление» одним из таких таким специалистов является Лена Баландина.
    Система наставничества в МУП СТУ работает с момента появлениям предприятия. Она стала решением проблемы, связанной с отсутствием в Стерлитамаке специалистов соответствующей квалификации, или отучившихся водителей, но ещё не имеющих опыта работы на общественном транспорте.
Лена Александровна пришла на предприятие в 1997 году. Став тогда водителем троллейбуса, она прошла путь от начинающего до одного их лучших специалистов своего дела в МУП «Стерлитамакское троллейбусное управление». Именно поэтому в 2018 году её перевели на должность водителя-наставника.
     За Леной Баландиной закреплено около 40 человек. Четверть из них – это водители, имеющие стаж работы менее трёх лет. Из-за малого срока и ещё не до конца сформировавшихся навыков безопасной работы, именно они находятся в так называемой зоне риска и повышенного контроля наставника. Поэтому такие качества Баландиной, как профессионализм, трудолюбие, выдержка, нацеленность на результат, способность выстраивать отношения как нельзя лучше подходят для работы наставника. К тому же она является председателем цехового комитета первичной профсоюзной организации МУП СТУ, поэтому проблемы и нужды всего водительского состава знает не понаслышке.
     В МУП СТУ чаще всего используется традиционная модель наставничества, так называемое наставничество «один на один» – это взаимодействие между более опытным специалистом и начинающим сотрудником в течение опредёленного периода времени (3-6-9-12 месяцев). Отбор наставника и его подопечного проводится по определённым критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др. Как правило, между наставником и подопечным устанавливаются тесные личные отношения, которые помогают обеспечить заинтересованный индивидуальный подход к сотруднику, создавая комфортную обстановку для его развития. Наставник может оперативно реагировать на отклонения в ходе подготовки, поощрять достижения. За успешную работу наставник поощряется почётной грамотой или присвоением звания «Лучший наставник».
     В системе наставничества МУП СТУ основной акцент делается на практическую часть. Закрепление нового сотрудника за наставником производится на основании приказа руководителя непосредственно в момент его трудоустройства. Лена Александровна считает, что наставник – это человек, который всегда находится рядом, не только поддерживает и обучает новичка, но и своим примером демонстрирует высокий уровень профессионализма, а также твёрдо знает, что успех приходит к тому, кто уверен в себе, готов упорно трудиться, стремиться к поставленным целям.
 
Balandina MUP STU
 

       В своей работе Лена Баландина руководствуется «Кодексом наставника», состоящим из шести пунктов:
1. БУДЬ ПРИМЕРОМ! Всё, что ты требуешь от новичков-водителей, ты должен знать и уметь сам, поэтому повышай свой профессиональный и культурный уровень.
2. ПОМНИ, что наставник является руководителем процесса обучения – будь настойчив, требователен, выдержан, тактичен.
3. НИКОГДА не говори плохо о предприятии, не обсуждай личные качества и недостатки коллег и руководителей.
4. УЧИСЬ чётко формулировать задачи и правильно распределять рабочее время.
5. ОЦЕНИВАЙ человека по его работе, уважай его мнение, помогай пройти адаптацию на новом месте. Творчески подходи к выполнению своей работы.
6. НЕ БОЙСЯ признавать свои ошибки и исправляй их.
     Сама Лена Баландина говорит, что наставничество требует дополнительных затрат времени и сил, поэтому его эффективность зависит от способности организации создать надлежащие условия и сформировать высокий уровень заинтересованности в этой деятельности работников, выполняющих функции наставников. Наставники не должны считать, что эта работа выходит за пределы их обязанностей и относиться к своим подопечным как к обузе.
     Ежегодно в МУП СТУ проводится конкурс профессионального мастерства водителей троллейбуса. В числе призёров – ученики Лены Баландиной. В 2019 году она приняла участие в подготовке водителя троллейбуса Тахира Оразбердиева на всероссийский конкурс профессионального мастерства. В том, что он в итоге победил – немалая доля её заслуги.
    – Самая большая радость – это когда мои ученики встают на пьедестал в конкурсах профмастерства, говорят слова благодарности, я ими очень горжусь, – говорит Лена Баландина.
А вот что про неё говорят сами наставляемые:
     – Лена Александровна является для нас, молодых водителей, наставником не только в работе, но и по жизни, – говорит водитель троллейбуса 3-го класса Антон Иванов. – Каждый, кто обращается к ней за помощью, как по личным вопросам, так и по рабочим моментам, всегда получает от неё квалифицированную помощь и добрый материнский совет. Строгая, но справедливая, всегда готовая прийти на помощь, она проявляет заботу и внимание к водителям и их нуждам. Для многих из нас она является положительным примером для подражания.
     – В МУП «Стерлитамакское троллейбусное управление» я работаю с 2020 года, – рассказывает начинающий водитель троллейбуса Гузель Яппарова. – С первых дней обучения Лена Александровна сумела привить мне любовь и уважение к профессии, раскрыла секреты мастерства, показала нюансы вождения, дав возможность мне самой «почувствовать троллейбус». Во время работы я знаю, что нахожусь под её неусыпным контролем. Даже в свой выходной день она может позвонить и поинтересоваться моими успехами в освоении профессии водителя троллейбуса. Работая под началом такого наставника, я абсолютно уверена, что смогу достигнуть больших успехов в работе.
     Добавим, что заслуги Лены Баландиной были оценены на самом высоком уровне – в республиканском конкурсе «Лучший наставник» по итогам 2020 года она заняла призовое место.
 

Источник: газета "Действие"(https://vk.com/deystvye?w=wall-190935128_42)