Меню

btn1

btn2

btn3

btn4

btn5

btn6

btn7

btn8

btn9

btn10

btn11

btn12

Профсоюз наградил

  • nika
  • gramoty
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Профсоюз помог

bann1

Профсоюзы действуют

mini listovka tradeunions active 8

Легализация трудовых отношний

mini discussion platform

Поиск

Звукозаписи

Алексей Спиридонов "Гордись профессией"

Гимн Профсоюза

Концерт ко Дню автотранспортника 25.10.15

Концерт ко Дню дорожника 18.10.15

Концерт ко Дню дорожника 2014

Концерт ко Дню автотранспортника 2014

Профсоюзная линия 23.10.14

Партнеры

 

Flag Profsoyuza AVTODOR-300

 

mini 958

 

fprb baner 1

 

sol-logo

 

mini 4800

 

Наш банер

rosprof

 

 

Разорение предприятий городского общественного транспорта в регионах можно остановить, только пересмотрев принципы финансирования. Такой позиции придерживаются лидеры Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Новая схема уже готова, но насколько быстро удастся ее внедрить - непонятно. Сами работники отрасли пока сосредоточились на сохранении организаций и борьбе с несправедливой СОУТ. Ключевые проблемы отрасли и возможности их решения "Солидарность" обсудила с председателем профсоюза Владимиром Ломакиным.

 

ПРАВО НА ПРОЕЗД
- Владимир Владимирович, по итогам формирования нового правительства профильное транспортное ведомство возглавил новый министр - Евгений Дитрих. Как в профсоюзной среде оценивают это назначение?

- Такое назначение вполне укладывается в логику нового майского указа президента Владимира Путина, где одним из приоритетных направлений указано развитие инфраструктуры. Евгений Дитрих превосходно разбирается как в дорожном хозяйстве, которое долгое время курировал, так и в отраслевых вопросах в целом. В ранге зампредседателя Федерального дорожного агентства Евгений Дитрих возглавлял трехстороннюю комиссию по разработке и заключению отраслевого соглашения по дорожному хозяйству. После того, как Дитрих занял должность первого заместителя главы Минтранса, представители профсоюзов неоднократно обсуждали с ним самые насущные и болезненные отраслевые вопросы.

Опыт взаимодействия с Евгением Дитрихом позволяет надеяться, что успешное партнерство продолжится и теперь, когда он возглавит Министерство транспорта. Это приверженец социального партнерства, человек, который с большим уважением относится к трудящимся и готов работать в их интересах.

- Профсоюз работников автотранспорта и дорожного хозяйства неоднократно выступал за то, чтобы отрасль курировало отдельное министерство. Насколько это сейчас возможно?

- Действительно, нам бы очень хотелось, чтобы в числе правительственных учреждений появился орган, который бы полноценно управлял отраслью общественного транспорта и, что наиболее важно, координировал перевозки пассажиров в российских городах и в межрегиональном сообщении.

Чтобы такой орган появился, есть все предпосылки, есть и общественный заказ. Но мы прекрасно осознаем, что сейчас политика направлена на укрупнение ведомств и снижение количества чиновников. В этой связи было бы здорово, чтобы хотя бы существующие в Минтрансе профильные структуры, занимающиеся общественным транспортом, получили больше реальных полномочий.

- Последние несколько лет в транспортной отрасли наблюдаются существенные проблемы. Банкротство муниципальных предприятий, их ликвидация, задержка зарплат. Как ответ - пикеты, митинги и забастовки работников. Что-либо изменилось?

- Оценивать состояние общественного транспорта в России в целом - очень трудно. Это сродни выявлению средней температуры по больнице, чего в профсоюзной среде стараются избегать. Невозможность адекватной оценки связана в первую очередь с тем, что в каждом регионе сформировалась своя ситуация. Где-то дела хуже, где-то лучше. Все зависит от решения властей региона, а зачастую, что еще прискорбней, от решения руководства муниципалитетов. Почему-то к проблемам транспорта во властных структурах принято относиться с куда меньшей серьезностью, нежели, например, к здравоохранению или образованию. И финансирование отрасль получает пока по остаточному принципу. Отсюда серьезные проблемы на многих транспортных предприятиях, доводящие до банкротства. Это дикая ситуация, ведь люди должны быть обес- печены достойными транспортными гарантиями по всей стране - что в мегаполисах, что в малых городах.

Общий тренд сегодня, к сожалению, - на поощрение частников, несмотря на все нарушения с их стороны. Но есть и обратные примеры. Наиболее яркий из них - Москва, где после засилья маршруток удалось вернуться к организованной, продуманной и удобной транспортной системе. То есть нет невозможного - было бы желание.

- А есть ли подвижки к изменению ситуации с финансированием общественного транспорта?

- В конце прошлого года транспортному сообществу удалось организовать заседание президиума Госсовета по теме комплексного развития пассажирского транспорта в субъектах Федерации. Были отмечены наиболее значимые проблемы отрасли. По итогам обсуждения президент дал поручения, следствием которых должно стать внедрение хоть какого-то однообразия транспортных услуг по стране. Это касается не только работы общественного транспорта, но и обеспечения достойных условий труда, справедливой зарплаты для самих транспортников.

- В муниципалитетах, а зачастую и в регионах не хватает собственных средств. Откуда предполагается брать деньги на реализацию такого проекта?

- За организацию транспортного обслуживания населения в городах отвечают муниципалитеты. Однако мы считаем, что те города, где на полноценное транспортное обслуживание средств муниципалитетов не хватает, должен дотировать регион. А дотационным регионам, которые не в состоянии содержать транспорт, должно помогать федеральное правительство. Если мы считаем достойное транспортное обслуживание государственной задачей, другого подхода просто не может быть. Надо отрабатывать эту схему. Транспортная система должна быть взаимосвязана и едина, только тогда она может быть эффективной.

Когда в регионах пытаются сослаться на то, что, мол, у частников лучше получается, нужно смотреть, кто у них работает, за какие деньги, платят ли налоги, обеспечены ли там нормальные условия труда и т.д. В правительстве должны это осо-знать. И, кажется, нам удалось донести эту мысль до федеральной власти. По поручению президента Минтранс установил с 1 июля 2018 года единый порядок определения цены контракта на работу по перевозке пассажиров в городах. Теперь стоимость транспортной работы, которая будет возмещаться предприятию, будет исчисляться по единым правилам, с учетом реальных затрат предприятий, в том числе на оплату труда. В документе предусмотрено, что зарплата работников должна быть на уровне средней по муниципалитету. Естественно, не ниже, чем указано в федеральном отраслевом соглашении. При этом тариф, оплачиваемый пассажиром, станет уже совсем другим вопросом, зависящим от жизненного уровня населения в регионе.

 

РОБОТИЗАЦИЯ БЛИЗКО
- Внедрение единых правил игры для общественного транспорта касается только существующего положения дел? Или есть интересные проекты на будущее?

- Полагаю, что наиболее важно вернуть транспортной системе единообразие как раз для четкой работы по предстоящим проектам. В транспортной отрасли эксперименты по цифровизации и роботизации будут проходить если не в первую очередь, то в одну из первых. Да, в разных регионах процессы будут идти, наверное, по-разному, в зависимости от бюджетов. Существенная разница в том, удастся ли это сделать за пару лет или все растянется на десятилетие. Некоторые коллеги улыбаются, когда речь заходит о беспилотных автомобилях и автобусах. Но если их создание и внедрение будет выгодно, то и государство, и частники пойдут с этим во все регионы, внедряя повсеместно. Лично я считаю, что до реализации такого проекта остались считаные годы.

- А как на все эти процессы смотрит профсоюз? Ведь роботизация неизбежно приведет к массовым сокращениям специалистов...

- Это один из самых болезненных вопросов, который встанет в ближайшие годы не только перед нашим профсоюзом, но и перед многими коллегами, да и перед государством в целом.

Давайте посмотрим на примере водителей. Их, по самым скромным подсчетам, более 5 млн. Да, это профессия, которая, может, и не требует каких-то заоблачных знаний. Но ведь это даже не столько работа, сколько стиль жизни - постоянно в движении, в дороге. Куда их отправит роботизация? Есть ли у государства деньги хотя бы на пособия им по безработице? А переобучение? Как быть?

Нужно, чтобы уже сегодня профильные министерства, совместно с профсоюзами, об этом задумались, начали создавать профильные программы адаптации к новым специальностям. Ничего такого пока нет.

 

ПОПРАВКИ К СОУТ
- Одной из наиболее значимых проблем за последнее время стала специальная оценка условий труда - СОУТ. По итогам спецоценки руководство некоторых предприятий попыталось снизить гарантии работникам. Насколько распространена эта проблема?

- Стоит начать с того, что у нас информация лишь по тем транспортным предприятиям, где есть профсоюзные организации. По сути, мы можем судить только по более или менее крупным компаниям. Большинство мелких частных структур и термина такого не знают - "СОУТ". В госпредприятиях все, конечно, понимают, что водители трудятся в тяжелых условиях. Тем не менее много говорится, что и транспорт новый, и кабины удобные... Но в условиях труда водителя комфортность кабины никогда не была определяющим фактором! Значительно важнее, что на дороге условия труда становятся пока только тяжелее. Автомобилизация в шесть раз превышает уровень 1990 года! Интенсивность движения и напряженность только повышаются. В отличие от культуры дорожного движения...

- Насколько распространены инциденты, когда по итогам СОУТ работодатели пытались снизить уровень гарантий водителям?

- Я лично слышал разговор двух директоров: "Хочешь сократить расходы? Делай СОУТ!" Инциденты есть, никуда от них не деться. И все-таки большинство руководителей прекрасно понимают, что экономить на людях нельзя: даже если СОУТ показал некоторое снижение класса вредности, работникам сохраняют льготы. Это распространено там, где сохранились профсоюзные организации. В процентном отношении все складывается так: около 70% работников по итогам СОУТ остались "при своих", у порядка 5% рабочих мест класс вредности был повышен, и около 25% рабочих мест оказались со сниженным классом вредности, там люди потеряли часть льгот и гарантий.

- Удавалось ли профкомам пересмотреть результаты СОУТ, когда они не устраивали рабочих?

- Пересмотр спецоценки условий труда - дело дорогое и не всегда благодарное. Оплата независимой экспертизы, к сожалению, далеко не всегда оправданна, тем более что неудовлетворительные результаты СОУТ могут подтвердиться. Мы пошли другим путем - на федеральном уровне постарались изменить сами условия спецоценки, потребовали установить для нашей отрасли особые условия проведения СОУТ. И нам это удалось!

В июне прошлого года был подписан соответствующий приказ Минтруда, утвердивший особенности проведения спецоценки на рабочих местах водителей городского пассажирского транспорта: автобусов, троллейбусов и трамваев. Документ претерпел множественные поправки. Минюст зарегистрировал его только 13 декабря. Итоговый документ поможет установить реальный класс вредности. Теперь там, где класс вредности, с нашей точки зрения, был занижен, мы намерены требовать пересмотра процедуры оценки. Основания для этого есть. Но есть и четкие условия для внеплановой СОУТ на транспортных предприятиях. И мы нацеливаем наши организации добиваться ее проведения там, где это необходимо.

Появились и первые результаты. Проведенная с учетом отраслевых особенностей спецоценка на одном из транспортных предприятий позволила установить объективно класс вредности на рабочих местах водителей трамваев - он увеличился с 2.0 до 3.1. В результате восстановлены права работников на дополнительную выплату в связи с условиями труда и на досрочную пенсию. Естественно, при этом большое значение имел высокий уровень социального партнерства профкома с хозяйственным руководителем предприятия.

До конца года мы увидим, насколько особенности проведения спецоценки помогут пересмотреть результаты. А также увидим, где работодатели готовы идти на эту процедуру добровольно, а где придется помочь им осознать такую необходимость.

 

Источник: Solidarnost.org

 

 

 

 

 

 

 

Авторское право © 2011-2012. Все Права Защищены.

created by Web-mangust