Меню

btn1

btn2

btn3

btn4

btn5

btn6

btn7

btn8

btn9

btn10

btn11

btn12

Профсоюз наградил

  • nika
  • gramoty
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14

Профсоюз помог

bann1

Профсоюзы действуют

mini listovka tradeunions active 8

Легализация трудовых отношний

mini discussion platform

Поиск

Звукозаписи

Алексей Спиридонов "Гордись профессией"

Гимн Профсоюза

Концерт ко Дню автотранспортника 25.10.15

Концерт ко Дню дорожника 18.10.15

Концерт ко Дню дорожника 2014

Концерт ко Дню автотранспортника 2014

Профсоюзная линия 23.10.14

Партнеры

 

Flag Profsoyuza AVTODOR-300

 

mini 958

 

fprb baner 1

 

sol-logo

 

mini 4800

 

Наш банер

rosprof

 

Профсоюз в действии

Как спецоценка на рабочих местах водителей регулярных городских маршрутов стала более объективной

Несовершенство Методики специальной оценки условий труда на рабочих местах волнует профсоюзы с момента вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ. Мы расскажем о том, как им удалось отстоять право на досрочную пенсию водителям городского наземного пассажирского транспорта общего пользования.

Доказать вредность

Водители автобусов, трамваев, троллейбусов, работающие на регулярных городских пассажирских маршрутах России, попадали в список тех работников, которые могли выйти на пенсию досрочно – раньше на пять лет. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» такое право распространяется на мужчин и женщин, если они проработали в профессии не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно. При этом с вступлением в силу этого документа досрочно выходить на пенсию смогли только те работники, условия труда которых были признаны вредными или опасными по результатам специальной оценки условий труда. Когда транспортники начали проходить процедуру СОУТ, Методика не в полной мере учитывала специфику труда данной категории работников, поэтому подтверждение вредности на рабочих местах было непростой задачей.

- Особенности труда водителей – раннее начало и позднее окончание смены, периодическая смена графика работы – приводят к ломке рабочего стереотипа, биоритмов, нарушению сна, - рассказывает заместитель председателя по молодежной политике, технический инспектор труда профсоюза по РБ Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Марат ДАВЛЕТШИН. – Водители городского пассажирского транспорта управляют источником повышенной опасности. Не должно оставаться без внимания и то, что в их обязанности входит обеспечение безопасности пассажиров, то есть ответственность за жизнь и здоровье людей в процессе перевозки. Немало и других факторов напряженности. Все это создает предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний. Сомнений во вредности труда этой категории работников быть не может. Однако получилось так, что под реальной угрозой оказались права работников на досрочную пенсию, доплаты и дополнительные отпуска в отраслях.

Что такое «сигнал»?

В 2016 году в ГУП «Башавтотранс» РБ вышел срок действия результатов аттестации рабочих мест. Предприятию предстояло провести спецоценку.

- По закону в комиссию по проведению спецоценки входят члены первичной профсоюзной организации. Я как представитель вышестоящего органа имел на это право, и мы им воспользовались – для того чтобы все замеры были проведены качественно и информация была достоверной. Так началась работа в составе комиссии УПАТП-3, - продолжает Марат Феликсович. – Нечеткость положений методики породила разные подходы аттестующих организаций к оценке напряженности трудового процесса, например различное толкование понятия «сигнал».

Вместе с экспертами ООО «Центр экспертиз» стали проводить замеры. Оценить напряженность трудового процесса можно было только по шести показателям. Тогда как до 2014 года для оценки условий труда водителей использовалось утвержденное Роспотребнадзором «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса», которое включало 23 критерия. К тому же выяснилось, что показатели напряженности трудового процесса Методики проведения СОУТ не совпадают с показателями статьи 13 Закона о спецоценке и Классификатора вредных и опасных производственных факторов. Например, в классификаторе в качестве вредных и опасных факторов перечислялись длительность сосредоточенного наблюдения, активное наблюдение за ходом производственного процесса и нагрузка на слуховой аппарат. А в методике эти критерии отсутствовали.

Работы предстояло много. Из шести показателей для создания доказательной базы вредности водительского труда можно было опереться только на один пункт – плотность сигналов (световых и звуковых) и сообщений в среднем за один час работы.

- Проблема заключалась в том, что определения сигнала методика не давала, - говорит Марат Давлетшин. – И чтобы доказать, что это понятие вмещает любой знак, сообщающий водителю информацию о ситуации на дороге, будь то дорожная разметка, сам дорожный знак, стоп-сигналы впереди идущего транспорта, светофоры, пришлось поднимать нормативные документы в области безопасности дорожного движения – ГОСТы, правила – и искать соответствующие определения. В это же самое время мы послали свой вопрос о понимании значения термина «сигнал» в Министерство труда России.

В конструктивном диалоге

Окончательное решение относительно определения этого понятия принималось на трехсторонней встрече в Минтруде республики. И тогда Марату Давлетшину удалось доказать государственным экспертам, что водитель при выполнении своей трудовой функции ориентируется на множество сигналов и именно это доказывает напряженность трудового процесса. И поскольку российское министерство рекомендовало урегулировать вопрос совместно с членами комиссии по проведению СОУТ, решение было принято на местном уровне. В итоге при проведении спецоценки рабочих мест водителей в ГУП «Башавтотранс» ориентировались на подсчет возникающих за один час работы водителя сигналов от светофоров, дорожных знаков, разметки, сигналов поворота, стоп-сигналов, звуковых и сигналов безопасности; количества информации, полученной по зеркалам при оценке текущей ситуации в салоне в целях обеспечения транспортной безопасности, при посадке и высадке пассажиров, при контроле за показаниями приборов на приборной панели.

- Работодатель и комиссия должны учитывать мнение работника при проведении оценки условий труда на рабочем месте. Чтобы водителям было проще его выразить, Рескомом профсоюза был разработан «Опросный лист». Работники ГУП «Башавтотранс» заполняли его, указывали количество воспринимаемых за час сигналов. Проанализировав ответы, мы получили подтверждение вредных условий труда, - рассказывает Марат Феликсович. – Но этого было недостаточно для объективной оценки. И тогда комиссия по проведению СОУТ выезжала на каждый маршрут для проведения замеров. Мы находились в автобусах по часу в определенные периоды рабочего дня и делали свои пометки.

Подсчитав сигналы и сравнив с данными таблицы напряженности, эксперты отнесли условия труда на рабочих местах большинства водителей к классу вредности 3.1. А это значило, что работники снова могли рассчитывать на досрочную пенсию и компенсации.

Специалисты «Центра экспертиз» выполнили свою работу максимально качественно. Экспертов волновала судьба каждого рабочего места.

- Если на рынке будут такие ответственные лаборатории по проведению спецоценки, то все те вредные условия труда, которые до этого были, подтвердятся, - считает Марат Давлетшин.

Долгожданный приказ

В течение всего времени проведения спецоценки в ГУП «Башавтотранс» Реском вел активную переписку с Центральным комитетом Профсоюза.

- Мы писали о проблемах, с которыми столкнулись, вариантах их решения для исправления сложившейся в отрасли ситуации, - продолжает Марат Феликсович. – Профсоюз посчитал, что все эти факторы должны в обязательном порядке найти своё отражение в особенностях проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей. В итоге Центральный комитет Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства направил предложения в Минтруд РФ по устранению недостатков в Методике проведения специальной оценки условий труда. Позиция профсоюза была поддержана Министерством транспорта РФ, Российским автотранспортным союзом и самим Министерством труда и социальной защиты РФ.

Результатом этой инициативы стало внесение в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1351 от 14.12.16 дополнения в Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей. Это был 14 пункт «Рабочие места водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования» и Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 543н от 30.06.17 «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования». Именно этот документ стал главным доказательством активной позиции профсоюзов по защите прав работающих.

- Все предложения, дополнения, направленные Рескомом профсоюза, легли в основу «Особенностей...».Теперь спецоценка на рабочих местах водителей автобусов, троллейбусов, трамваев будет проводиться более объективно! Мы ждали этого приказа давно. В документе подробно расписан главный для установления класса вредности параметр – напряженность трудового процесса. Здесь перечислены все объекты одновременного наблюдения, которые следует учитывать при оценке. Теперь при проведении СОУТ этой категории работников расхождений во мнениях быть не должно. А наша задача на сегодняшний день – доводить эту информацию до всех членов профсоюза, - считает Марат Давлетшин.

Марина БАРДАКОВА

 

ДОСЬЕ

Марат Давлетшин – заместитель председателя по молодежной политике, технический инспектор труда Рескома Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства с 2013 года.

С 2003 по 2013 годы трудился водителем регулярного городского автобусного маршрута в УПАТП-3 ГУП «Башавтотранс». За эти годы он трижды становился абсолютным победителем Конкурса профессионального мастерства водителей и дважды победителем конкурса «Лучший по профессии» в ГУП «Башавтотранс». Окончил Оренбургский государственный университет по специальности «Инженер-механик».

Пункт 6 «Особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования»

6. При проведении исследований (испытаний) и измерений факторов напряженности трудового процесса на рабочих местах водителей следует учитывать наличие следующих объектов одновременного наблюдения:

а) предусмотренных Правилами дорожного движения наблюдаемых водителем дорожных знаков, в том числе временных; сменных сигналов светофоров (красный, желтый, зеленый, лунный) и световых информативных устройств, дорожной разметки; издаваемых транспортными средствами при их движении, остановке или маневрах световых и звуковых сигналов (сигналы поворота, стоп-сигналы, ходовые огни, огни заднего хода), специальных сигналов регулировщика;

б) пешеходов, находящихся на проезжей части, при выполнении на перекрестках поворота налево или направо;

в) предусмотренных правилами технической эксплуатации транспортных средств путевых сигналов (спецчасти контактной сети, спецчасти рельсового пути, знаки ограничения скорости, указательные знаки, спецзнаки городского электротранспорта);

г) процесс открытия и закрытия дверей пассажирского салона для посадки и высадки пассажиров на остановках городского транспорта, а также показаний сигнализации открытия и закрытия дверей на панели приборов транспортного средства;

д) процесс высадки и посадки пассажиров в салон транспортного средства, наблюдаемый через боковые и салонное зеркала заднего вида транспортного средства;

е) действия и поведение пассажиров в салоне транспортного средства, наблюдаемые через салонное зеркало заднего вида транспортного средства;

ж) показаний индикаторов на панели приборов транспортного средства.

 

Источник: газета "Охрана труда и промышленная безопасность" 

 

Авторское право © 2011-2012. Все Права Защищены.

created by Web-mangust